Величайшая мистификация да Винчи
С именем Леонардо да Винчи – величайшего гения эпохи Возрождения – связывают немало тайн и еще больше открытий. Недавно, в 2009 году, мир потрясла новая сенсация: американские ученые заявили, что Туринская плащаница, средневековая христианская святыня, была создана да Винчи!
По преданию, плащаница – это полотно, в которое было завернуто тело Христа после смерти. На ткани отпечатались его лик и тело. По мнению ученых, да Винчи перенес на ткань плащаницы собственное изображение при помощи техники, предвосхитившей фотопечать.
Первой эту версию высказала Лилиан Шварц, американская художница, консультант по графике Школы изобразительных искусств в Нью-Йорке. Кстати, она же выдвинула в 80-х годах прошлого столетия сенсационную гипотезу о том, что Мона Лиза – это автопортрет самого художника. «А если это так, то Леонардо вполне мог повторить этот трюк еще раз», – считает Шварц. Чтобы подтвердить свои рассуждения, исследовательница с помощью специальной компьютерной программы проанализировала два изображения: известный автопортрет художника и таинственный лик на знаменитой Туринской плащанице, на которой, как гласит предание, запечатлен нерукотворный дает Лилиан Шварц, «Христос» оказался едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера.
Фотоаппарат Леонардо
Но как именно Леонардо мог создать Туринскую плащаницу? С помощью камеры-обскуры, отвечают ученые. Сначала он вылепил свою голову. Затем натянул в темной комнате на каркас полотно, пропитанное сульфатом серебра, которое легко можно было достать в Италии в XV веке. Это придало холсту свойство светочувствительности, отдаленно сходное с тем, которым обладает современная фотопленка. При попадании на сульфат серебра ультрафиолетовых лучей начинается химическая реакция, и на ткани остаются следы, напоминающие ожоги. В одной стене Леонардо проделал маленькое отверстие и закрыл его хрустальной линзой. Солнечные лучи, проходя через нее, «выжгли» на ткани черты бюста. В пользу этой теории говорит тот факт, что в «Трактате о живописи» Леонардо имеются самые, пожалуй, ранние чертежи примитивного фотографического устройства, которое могло быть использовано им при создании изображения на плащанице. Оно-то и называется камера-обскура. Это простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Тем более что изображение на холсте является классическим фотонегативом. Проверить, кстати, это легко – при помощи анализа плащаницы на наличие сульфата серебра.
Ряд экспертов разделяют точку зрения Шварц. Они считают, что если кто и был способен работать с камерой-обскурой, то это был да Винчи. Кроме того, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.
По мнению Лилиан Шварц, подделка да Винчи предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся еще более грубой подделкой. Она была куплена в 1452 году Людовиком Савойским, после чего исчезла на пятьдесят лет. Когда плащаница таинственным образом вновь нашлась, то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил Леонардо.
Однако не все склонны согласиться с американкой. По мнению некоторых ученых, теория Шварц не учитывает нескольких фактов. Например, как объяснить то, что на Туринской плащанице отпечаталось тело в полный рост, да еще и с двух сторон: с лица и со спины?
Подтвердить или опровергнуть гипотезу Лилиан Шварц станет возможным лишь после выявления (или отсутствия) сульфата серебра на ткани. Но пока Ватикан не дал официального согласия на такое исследование.
Плащаница – что это?
Туринская плащаница – это четырехметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа после Его крестных страданий и смерти. В ней Иисус был похоронен в гробнице, вырубленной в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе. По мнению некоторых верующих, на плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.
Кстати, официально Ватикан не признает плащаницу подлинной, однако считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых.
История реликвии
Известно, до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (во время Четвертого крестового похода) плащаница хранилась в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием», и летописца Крестового похода Робера де Клари: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города».
Архиепископ Антоний Новгородский также видел плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора).
После взятия крестоносцами Константинополя Туринская плащаница была утеряна и появилась лишь спустя более чем 150 лет во Франции, в городе Лире.
Некто граф Жофрэ де Шарни в 1353 году публично объявил о нахождении у него плащаницы и передал ее в приход местной церкви, где она впервые была выставлена в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело осложнялось тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождение.
Существует гипотеза, согласно которой плащаница все эти годы тайно хранилась в ордене тамплиеров, поклонявшихся ей как святыне. Однако орден был распущен в 1312 году, а многие тамплиеры казнены. Поэтому никаких стопроцентно верных подтверждений этой версии нет. Так же трудно объяснить местонахождение плащаницы между 1312 и 1353 годами. Ведь граф де Шарни мог лишь на словах утверждать о происхождении реликвии и о том, что все это время она находилась именно у него.
В 1389 году сын Жофрэ де Шарни, заручившись поддержкой папы римского, сделал вторую попытку выставить Туринскую плащаницу в храме. Она была помещена в специально выстроенной церкви в Лире, во владениях де Шарни близ Парижа. Этому воспротивился местный епископ Пьер д’Арси, который официально объявил, что Туринская плащаница – «дело человеческих рук». Его меморандум – первый документ о «плащанице де Шарни», который имеется в руках историков.
В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона.
В 1452 году внучка графа Жофрэ, Маргарита де Шарни, продает плащаницу герцогу Людовику I Савойскому, который хранил ее в соборе французского города Шамбэри, где она пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница стала храниться в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя, где она пребывает и по сей день.
Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году. Кстати, католическая церковь официально ни разу не признавала подлинность плащаницы.
Научные исследования и споры
В фокусе Туринской плащаницы сошлись многие научные, исторические и теологические проблемы. В прошлом веке, наконец, появилась возможность активных научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры. В ходе этих исследований были получены неоднозначные данные.
В 1988 году были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа, давшие в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, попадающие в XII—XIV века н. э.
Однако в более поздних научных работах достоверность результатов была поставлена под сомнение. Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос-Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы.
Кстати, часто высказывается предположение, что полотно плащаницы могло быть загрязнено более молодым углеродом, например, во время одного из пожаров, пережитых реликвией.
Сторонники подлинности плащаницы указывают, что ее датировка XII—XIV веками н. э. не согласуется с иными исследованиями. В пользу версии о более древнем ее возрасте говорят анализы состава ткани, якобы показавшие следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно.
Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны. Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трех разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения: как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски – охры – по контурам тела и киновари в капельках крови), встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими учеными не подтверждены.
Плащаница «своими руками»
Стоит упомянуть и про необычный эксперимент, который провел в середине 2009 года итальянец Луиджи Гарласчелли, профессор органической химии. Этот ученый решил наглядно доказать, что артефакт, подобный Туринской плащанице, вполне можно было сделать с применением технологий XIV века.
Группа специалистов во главе с профессором сумела за неделю создать копию плащаницы, соткав полотно и завернув в него добровольца, предварительно покрытого таким красителем, как охра (он был очень распространен в Средние века). Благодаря этому был получен «отпечаток» тела на ткани. Затем ее искусственно состарили, постирав и нагрев в печи. Кстати, в охре, которую итальянский профессор использовал в эксперименте, содержались кислотные примеси, что помогло визуально состарить полотно и изображение на нем. Для полноты картины Гарласчелли украсил свой новодел пятнами крови, водяными разводами, а также прожег в тех же местах, где был поврежден оригинал во время пожара в XVI веке. В результате получились погребальные пелены, которым можно дать несколько сотен лет. Конечно, проверки на изотопы углерода С14, с помощью которого ученые и датируют предметы старины, он не выдержит. Но в эпоху Средневековья этого метода еще никто не знал, так что искусную фальшивку вполне можно было выдать за подлинник.
Таким образом, гипотеза о том, что гений эпохи Возрождения приложил руку к созданию Туринской плащаницы, имеет все шансы оказаться верной…
Добавить комментарий |
← Назад