Европейцы в большинстве своем представляли себе гарем таким местом, где султан проводил свои дни в окружении сотен полуобнаженных женщин, в атмосфере благовоний, в прохладе фонтанов, под нежную музыку, и где он наслаждался всеми пороками, какие только могли прийти в голову ревнивых и изголодавшихся по любви женщин, желающих ублажить своего господина.
Вплоть до 1909 года, когда Абдул-Хамид II был свергнут с трона и выслан из страны в сопровождении всего трех жен и четырех наложниц, внешнему миру не было известно никаких достоверных фактов о том, что происходит в тайном и ревниво охраняемом от посторонних взглядов гареме.
Гарем - это сокращение слова «haremlik», означающего «женская половина» или «убежище». Кстати, по другой версии корневая основа «грм», от которой происходит слово «гарем», означает «священное место» или «святилище на открытом воздухе». Такой лингвистический подход может свидетельствовать, что вначале гаремы представляли собой один из атрибутов религиозного святилища, где присутствие женщин было обязательным. Впрочем, в обоих случаях «гарем» означает по сути одно и то же: много женщин.
В гареме обычно содержалось от 300 до 1200 наложниц с их слугами и стражей, с постельничими, смотрителями бань, сокровищниц и кладовых, чтецами Корана и поварами. Большинство девушек поступали в гарем со средиземноморских и черноморских рынков рабов или предоставлялись султану в дар теми, кто их захватил в качестве военной добычи.
Но прежде чем попасть в гарем, наложница проходила тщательный отбор. Например, в гарем не попадали женщины даже самой исключительной красоты, если у них были недоразвиты половые органы, или, наоборот, если эти органы имели большие размеры.
Каждая наложница занимала свое, особое место в зависимости от возраста и того, насколько она продвинулась в обучении гаремным наукам. Новую девушку помещали под надзор одной из начальниц отделений гарема, которая учила ее вышиванию, приготовлению кофе, игре на музыкальных инструментах и счетоводству, и если она так никогда и не удостаивалась внимания султана, то была обречена остаться вышивальщицей или хранительницей книг до тех пор, пока не состарится.
Но если ей удалось остановить на себе взор султана, ее немедленно помещали в отдельную комнату и приставляли к ней личных слуг. Когда султан посылал за ней, ее первым делом отправляли в гаремные бани, где 20 рослых девиц-банщиц мыли наложницу сверху донизу и купали. После бани она попадала в руки дюжих маесажистов - не только оскопленных, но и ослепленных. Потом наступала очередь брадобреев, задачей которых было удалить все волоски на теле одалиски. Следующая бригада евнухов занималась ногтями рук и ног, к работе приступали и специалисты по парфюмерии. Завершали эту длившуюся 2-3 часа многоэтапную процедуру парикмахеры, которые делали избраннице прическу и красили брови. Затем, облачив ее в прекрасные одеяния и украсив драгоценностями, девушку вели в спальню султана. Султан в это время уже лежал под одеялом. Девушка не просто ложилась рядом с ним, а тихонько забиралась под покрывало в изножье постели и продвигалась вверх, пока ее голова не оказывалась рядом с головой султана. Этикет предусматривал, что утром первым с постели поднимался султан и отправлялся в ванную комнату. Его партнерша в это время имела право... шарить по карманам одежды султана и все найденные монеты забирать себе.
О более интимных сторонах гаремной науки, к сожалению, известно очень мало. Предположительно, девушек тщательно инструктировали на предмет индивидуальных вкусов разных хозяев. Некоторые султаны испытывали неутолимую жажду девственниц. Другие использовали заложниц только для продолжения рода, а когда хотели получить удовольствие, забавлялись с мальчиками. Некоторые, как печально известный Ибрагим, предавались неописуемым оргиям. Зеркала в спальне, афродизиаки и его любимая игра, в которой он изображал жеребца, а женщины - кобыл, дают общее представление о степени эксцентричности султана Ибрагима. Однажды он дошел до того, что утопил в Босфоре весь свой гарем - 280 женщин, завязанных в мешках.
А вот султан Мурад III вошел в историю как... изобретатель комбинированной мебели. По его наметкам трон переоборудовали так, что в считанные секунды сей символ власти превращался в роскошное ложе для любовных утех! Как только султану надоедало выслушивать витиеватые доклады визирей и прочей дворцовой номенклатуры, он давал знак евнуху: шелковый занавес опускался, сановники и прислуга поспешно покидали тронный зал. Мимо сиятельных очей проходили красотки, султан указательным пальцем выбирал одну из них...